Суббота, 20 апреля 2024 года

Вы здесь: Главная Новости

КРЫМСКАЯ ВЕСНА: ПЕРВЫЙ ЮБИЛЕЙ

18 марта 2019

КРЫМСКАЯ ВЕСНА: ПЕРВЫЙ ЮБИЛЕЙ

Вот уже пять лет миновало с мартовских дней 2014 года, когда крымчане сделали свой исторический выбор – быть вместе с Россией. Крымская весна изменила не только судьбу жителей полуострова, она стала началом нового этапа в истории нашей страны, оказав огромное влияние на мировую политическую повестку.  После таких событий принято говорить: «Мир уже никогда не будет прежним».

За минувшее пятилетие случилось многое, что обязательно найдет отражение в учебниках истории. Зримым символом воссоединения двух частей исторической России, своего рода памятником Крымской весне стал Крымский мост протяженностью 19 километров, по праву считающийся самым длинным мостом в Европе. Сегодня, когда над водами Керченского пролива мчатся автомобили, мы можем утверждать с полной уверенностью: попытка транспортной блокады полуострова провалилась. Как не увенчались успехом и многие другие враждебные инициативы. А ведь чего только не предпринималось для того, чтобы дестабилизировать политическую обстановку в Крыму! Но ни стремление лишить крымчан воды и электроэнергии, ни намерение в буквальном смысле слова взорвать полуостров изнутри не возымели результата. Все пять лет, несмотря на тяготы и лишения, связанные с попытками изоляции и разного рода агрессивными действиями извне, крымчане оставались верны своему выбору. Тяга к воссоединению оказалась сильнее временных трудностей.

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ

Пять лет в разрезе мировой истории – срок совсем небольшой. Особенно с учетом того, что история русского, российского Крыма насчитывает целое тысячелетие. В условиях информационной войны, развернувшейся против России, на поверхность всплыла масса исторических фальсификаций. Между тем, историю Крыма невозможно оторвать от истории России.

Для кого-то это будет открытием, но факты – вещь упрямая: русская государственность появилась на полуострове еще в 11 веке. О существовавшем в Крыму древнерусском Тмутараканском княжестве сообщают нам летописи, а также знаменитая поэма «Слово о полку Игореве». Об этом же свидетельствует и так называемый Тмутараканский камень – мраморная плита с высеченной на ней кириллической надписью, сообщающей о том, что в 1068 году князь Глеб Святославич измерял по льду расстояние между Таманским и Керченским полуостровами. Символично, что топографические исследования этот древнерусский князь проводил там, где спустя почти тысячу лет будет построен Крымский мост.

Кстати, в те далекие времена европейцы, византийцы и арабы называли Черное море Русским. А Тмутаракань – «русским островом». Действительно, княжество на политической карте Средневековья выглядело именно островом – между ним и другими русскими княжествами находилось Дикое поле – степь, в которой кочевали разные народы. В конце XII столетия территория княжества переходит под контроль православной Византии. Однако русское население продолжало проживать в Крыму и в дальнейшем – вплоть до монгольского нашествия XIII века.

УТРАЧЕННЫЙ И СНОВА ОБРЕТЕННЫЙ

Попав под власть Золотой Орды, Крым на несколько столетий вышел из-под русского влияния. После распада Орды полуостров оказался в составе новообразованного Крымского ханства, попавшего в вассальную зависимость от Османской империи. На протяжении веков с территории Крыма на Русь осуществлялись разорительные набеги. Главной добычей в походах был «ясырь» – невольники, большинство которых продавалось в Турцию.  Для Московского царства Крым был постоянной угрозой. В 1571 году хан Девлет-Гирей, воспользовавшись тем, что Русь была ослаблена Ливонской войной, дошел до Москвы и сжег ее.

Проблема крымской агрессии оставалась актуальной довольно долго. Постепенно, в ходе многочисленных войн русским царям удалось ослабить угрозу, исходившую от ханства. Окончательно же «закрыть» непростой крымский вопрос удалось Екатерине Великой. В ходе очередной русско-турецкой войны, в 1783 году Российская империя завоёвывает территорию Крымского ханства. В этом же году на месте древнего Херсонеса по указу императрицы основывается город Севастополь. Принадлежность Крыма Российской империи была окончательно признана Османской империей после войны 1787-1791 годов.

Прекращение войн на южных рубежах России способствовало развитию края и освоению плодородных земель причерноморских степей, вошедших в состав Российской империи под именем Новороссии. Екатерина сделала очень многое для всестороннего развития новообразованной Таврической области, что, конечно, впоследствии не давало покоя украинским националистам, неоднократно пытавшимся уничтожить памятник императрице в основанной в годы ее правления Одессе.

При российских императорах Крым превратился в главный курорт империи. Крымское побережье стало излюбленным местом отдыха русской аристократии и августейших особ. Здесь строились пышные дворцы, дачи, разбивались сады и виноградники. Своими масштабами и архитектурным великолепием выделялись Воронцовский дворец в Алупке и царский дворец в Ливадии. На вершине мыса Ай-Тодор разместилось «Ласточкино гнездо», ставшее одним из символов русского Крыма.

ДРАМЫ И ТРИУМФЫ РУССКОГО КРЫМА

С Крымом связаны многие узловые события российской истории. Великие крымские победы екатерининских стратегов Румянцева, Суворова, Потемкина, самоотверженная оборона Севастополя в годы Крымской войны, описанная молодым Львом Толстым в его «Севастопольских рассказах» – все это  вросло в нашу историческую память, в «культурный код» современного россиянина.

И именно этому прекрасному краю было суждено стать последним оплотом Русской армии, отступавшей под натиском большевиков в 1920 году. Крымский берег был последней российской территорией, которую видели в своей жизни тысячи россиян, вынужденных спасаться бегством от Красного террора. Уже по окончании Гражданской войны Крым вернул себе роль курортной Мекки. «Всесоюзной здравницей» называла его официальная пропаганда. Развитие полуострова продолжилось. Строились санатории, дома отдыха.

Поистине эпохальный эпизод в истории русской Тавриды – защита  Крыма и Севастополя в годы Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года войска гитлеровской Германии прорвали советскую оборону в районе Перекопа. Уцелевшие части Красной армии отошли к Севастополю. Снова, как и столетием раньше, город русских моряков стал ареной ожесточенных боев. Только теперь город бомбили с воздуха и обстреливали многотонными снарядами из сверхтяжелого штурмового орудия класса «Дора». После длительного сопротивления Севастополь был оставлен, но у своих стен город-крепость надолго сковал значительные силы противника, нанеся атакующим войскам большой урон. 9 мая 1944 года полуразрушенный город был освобожден от оккупантов.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В РОДНУЮ ГАВАНЬ

Разрушительный ураган войны прошел по всей территории полуострова. Немалых сил потребовало восстановление экономики и инфраструктуры «всесоюзной здравницы». Это был настоящий трудовой подвиг.

До сих пор нет окончательного вывода относительно причин, побудивших советское руководство передать восстановленную после войны Крымскую область в состав Украинской Советской Социалистической республики. Одни историки объясняют это хозяйственными соображениями, другие усматривают в этом шаге некий политический расчет. Как бы то ни было, состоявшаяся в 1954 году передача полуострова из состава РСФСР в состав УССР в границах единого и – в чем тогда все были уверены – нерушимого Советского Союза имела формальный характер и едва ли была замечена широкими слоями населения. Однако после распада СССР и образования на основе бывшей УССР независимой Украины «уход» Крыма из России был воспринят болезненно многими, и прежде всего – большинством самих крымчан. Мечта о том, что солнечная Таврида когда-нибудь снова вернется домой, выглядела утопией. Однако реальность превзошла самые смелые ожидания.

Спустя 60 лет после принятия волюнтаристского решения о перекройке границ между союзными республиками началась знаменитая Крымская весна. Беспорядки 2014 года в Киеве, проходившие, в том числе, под националистическими и русофобскими лозунгами, круто изменили геополитическую ситуацию в Причерноморье. Подходы новоявленных украинских властей предопределили волеизъявление большинства крымчан, не без основания опасавшихся за свое будущее.

Пересматривая кадры тех дней, видя огромные площади, заполненные людьми с российскими триколорами, вновь воочию убеждаешься, насколько мощным был порыв крымчан к воссоединению с Россией. Ему трудно что-либо противопоставить – прошедшие пять лет это не раз подтверждали.

 

Андрей Лагутин